|
Произведение |
Исполнитель |
1 отделение |
|
|
И.Дунаевский |
Увертюра к к/ф Дети капитана Гранта |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
М.Плетнёв |
Цикл детских песен |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
И.Дунаевский |
Летите, голуби |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
А.Пахмутова |
Добрая сказка |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
  |
Просьба |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
  |
Беловежская пуща |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Маргарита Маруна, Российский
национальный оркестр |
  |
Трус не играет в хоккей |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
  |
Дикая собака Динго |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
И.Дунаевский |
Весёлый ветер |
Большой детский хор под управлением
Виктора Попова, Российский национальный оркестр |
2 отделение |
А.Пахмутова |
Пьеса для ансамбля скрипачей и оркестра
Ауфтакт |
Российский национальный оркестр |
  |
Мелодия |
Ринат Ибрагимов, Российский
национальный оркестр |
  |
Нежность |
Маргарита Маруна, Российский
национальный оркестр |
И.Дунаевский |
Адажио из к/ф Дети капитана Гранта |
Российский национальный оркестр |
А.Пахмутова |
Как молоды мы были |
Александр Градский, Российский
национальный оркестр |
  |
Шар земной |
Александр Градский, Российский
национальный оркестр |
  |
Ненаглядный мой |
Маргарита Маруна, Российский
национальный оркестр |
  |
Старый клён |
Юлиан, Маргарита Маруна, Российский
национальный оркестр |
  |
Русский вальс |
Юлиан, Российский национальный оркестр |
  |
Знаете, каким он парнем был |
Иосиф Кобзон, Российский национальный
оркестр |
  |
Прощание с Братском |
Иосиф Кобзон, Российский национальный
оркестр |
  |
Последние |
Иосиф Кобзон, Российский национальный
оркестр |
  |
Поклонимся великим тем годам |
Иосиф Кобзон, Российский национальный
оркестр |
  |
Надежда |
Зрительный зал, участники концерта,
Российский национальный оркестр |
Добрая сказка (1978)
Н. Добронравов
Добрая сказка с хорошим концом…
Синие звёзды горят над прудом.
Серый зайчонок, встречая весну,
В тёмном лесу сторожит тишину…
Ты эти песни счастливые пела,
Ты навсегда моё сердце согрела,
Милая мама, милая мама,
Милая мама…
Добрая сказка — родительский дом…
Тихо погасла звезда над прудом.
Где-то под сенью травы лебеды
Серого зайца исчезли следы.
Только росистою капелькой детства
Мне твоя песня досталась в наследство,
Милая мама, милая мама,
Милая мама…
«…Сел Иван-царевич на волка верхом, серый
волк и поскакал — синие леса мимо глаз
пропускает, озёра хвостом заметает. Долго ли,
коротко ли скакали они — вдруг видит
Иван-царевич терем, а в тереме том — Жар-птица…»
Добрую сказку в душе берегу…
В небе я синие звёзды зажгу.
Сонных волшебников я разбужу,
Серых зайчат я в лесу разыщу.
Встану под вечер над полем притихшим,
Снова твой ласковый голос услышу.
Милая мама, милая мама,
Милая мама…
Просьба (1974)
Р. Рождественский
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев.
Беловежская пуща (1975)
Н. Добронравов
Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Здесь забытый давно наш родительский кров.
И, услышав порой голос предков зовущий,
Серой птицей лесной из далёких веков
Я к тебе прилетаю, Беловежская пуща.
Многолетних дубов величавая стать.
Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий…
Дети зубров твоих не хотят вымирать,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду, Беловежская пуща.
У высоких берёз свое сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим,
Твой заветный напев, чудотворный напев,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Трус не играет в хоккей (1968)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Звенит в ушах лихая музыка атаки…
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!
И всё в порядке, если только на площадке
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев:
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!
Пусть за воротами противника всё чаще
Победной молнией пульсирует фонарь!
Но если надо, защищается блестяще
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь,
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Дикая собака динго (1972)
, из кантаты Отрядные песни
Н. Добронравов
Тихо над городом нашим зажглась
Звёздная россыпь…
Кажется нынче, что каждый из нас
Сильный и взрослый.
Слышится эхом из дальних годов
Снежная вьюга…
Не потерять бы серебряных слов
«Друг» и «подруга».
Припев:
Пусть испытают на мужество нас
Люди и звёзды.
Добрые ветры и огненный час,
Сказки и проза,
Белые канаты ринга,
Северного неба сталь,
Дикая собака динго —
Первая моя печаль.
Только бы нам не забыть никогда
Светлую повесть…
Мчится по рельсам судьбы сквозь года
Утренний поезд.
Юность останется в нас навсегда
Ранним рассветом,
Тихой улыбкою, дымкой костра,
Песней поэта.
Припев.
Мелодия (1973)
Н. Добронравов
Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей.
Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?
Ты моё сомнение,
Тайна долгого пути…
Сквозь дожди осенние
Слышу я горькое «прости».
Зорь прощальных зарево.
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Предать мелодию любви?
Ты моё призвание,
Песня, ставшая судьбой…
Боль забвенья раннего
Знал Орфей, преданный тобой.
Стань моей Вселенною,
Смолкнувшие струны оживи.
Сердцу вдохновенному
Верни мелодию любви!
Нежность (1965)
, из цикла песен Обнимая небо
С. Гребенников, Н. Добронравов
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
Опустела без тебя земля
В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. О Гагарине знают все, это любимый образ советских людей всех поколений. Но, наверное, только близко знавшие Юрия могут рассказать о его необыкновенной обыкновенности, о его обаянии.
Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. Увлечённый открытиями и предвосхищением открытий, Гагарин особенно восторгался тем, что Пахмутова со своими постоянными соавторами Гребенниковым и Добронравовым ещё в 1961 году, незадолго до первого полёта в космос сочинила песню «Заря космического века».
Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. В своих вкусах и пристрастиях он отнюдь не ограничивался «лётной» и «космической» темой. Он настаивал на том, чтобы создатели песен поехали на Северный флот, где он служил в юности. Песня «Усталая подлодка» в какой-то степени обязана своим появлением первому космонавту. Из рассказов Гагарина вылилась другая, очень известная песня «Орлята учатся летать».
У Гагарина, замечательного лётчика, был свой кумир — лётчик, Герой Советского Союза полковник Георгий Мосолов. В народе о Мосолове знают меньше, чем о космонавтах, но для разведчиков звёздных дорог Георгий Мосолов — старший товарищ, хотя и является почти ровесником Гагарина.
Лётчик-испытатель Георгий Мосолов первым достиг небывалых небесных высот. Один из его невероятно смелых полётов закончился неудачно. Лётчик разбился и остался жить лишь чудом. Врачи несколько раз выводили его из состояния клинической смерти.
Мосолов выжил, железная его воля победила. Я часто встречаю полковника на набережной Москвы-реки: мы живём в одном квартале — он, и композитор Пахмутова, и я. Мосолов подвижен, деятелен, бодр, но летать ему, как говорится, заказано.
Читатель, наверное, уже догадался, что песня «Обнимая небо» и её строки «если б ты знала, если б ты знала, как тоскуют руки по штурвалу» имеют к нему прямое отношение, написаны о нём, а тема подсказана Юрием Гагариным.
С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность».
«Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения.
Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов. Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.
О своём друге Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов рассказали через годы после его трагической гибели в цикле песен «Созвездие Гагарина». О песнях цикла — «Смоленская дорога», «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полёт провожал» — ещё рано рассказывать: никто не может определить, какая из песен войдёт в народный обиход, все ли они выдержат испытания временем. Но любимая песня Юрия тоже в какой-то степени рисует нам его облик, дополняет знакомый его образ.
Вот почему я выбрал песню «Нежность» для рассказа.
|
Как молоды мы были (1976)
, из художественного кинофильма Моя любовь на третьем курсе
Н. Добронравов
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком…
Может, я это, — только моложе,
Не всегда мы себя узнаём…
Припев:
Ничто на Земле не проходит бесследно.
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли…
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли.
Припев.
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять!
Припев.
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза.
Не забыть нам любимые лица.
Не забыть нам родные глаза…
Припев.
Ненаглядный мой (1970)
Р. Казакова
Постарею, побелею,
Как земля зимой.
Я тобой переболею,
Ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую, —
Переворошу.
По тебе перетолкую,
Что в себе ношу.
До небес и бездн достану,
Время торопя.
И совсем твоею стану —
Только без тебя.
Мой товарищ стародавний,
Суд мой и судьба,
Я тобой перестрадаю,
Чтоб найти себя.
Я узнаю цену раю,
Ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю
Молодость свою.
Переходы, перегрузки,
Долгий путь домой…
Вспоминай меня без грусти,
Ненаглядный мой.
Старый клён (1961)
, из художественного кинофильма Девчата
М. Матусовский
Старый клён, старый клён,
Старый клён стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего,
Отчего мне так светло?
Оттого, что ты идёшь по переулку. |
Вариант:
Приглашая нас с тобою на прогулку. |
Снегопад, снегопад,
Снегопад давно прошёл,
Словно в гости к нам весна опять вернулась.
Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась.
Погляди, погляди,
Погляди на небосвод,
Как сияет он безоблачно и чисто.
Отчего, отчего,
Отчего гармонь поёт?
Оттого, что кто-то любит гармониста…
Русский вальс (1992)
Н. Добронравов
Песня-печаль. Дальняя даль.
Лица людей простые…
Вера моя, совесть моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.
Припев:
Русский вальс — трепетный круг солнца и вьюг.
Милый друг, вот и прошли годы разлук…
Милый друг, вот и пришли годы любви…
Русский вальс, — нашу любовь благослови!
Жизнь моя — Русь. Горе и грусть.
Звёзды твои седые…
Издалека я возвращусь
Песней твоей, Россия.
Всё позабыв и не скорбя,
Можно прожить вдали…
Но без тебя, но без тебя
Нет у меня любви.
Припев.
Вешних лугов, праведных слов
Буду беречь ростки я.
Вера моя, удаль моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.
Припев.
Знаете, каким он парнем был (1971)
, из цикла песен Созвездье Гагарина
Н. Добронравов
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звёздную открыл?
…Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он:
Припев:
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Пронёсся над Землёй… Знаете, каким он парнем был!
Как поля родные он любил…
В той степной дали
Первый старт с Земли
Был признаньем ей в любви.
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
На руках весь мир его носил…
Сын Земли и звёзд
Нежен был и прост,
Людям свет, как Данко, нёс…
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
Как на лёд он с клюшкой выходил!
Как он песни пел!
Весел был и смел…
Как азартно жить хотел!
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!
Слышишь дальний гром?
Видишь: это он
Вновь идет на космодром…
Припев:
Говорит: «Поехали!»
И живой звездой,
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Несётся над Землёй!
Прощание с Братском (1968)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Я в таёжном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск,
Самой первой любовью люблю.
Так уж вышло, что наша мечта
На плакат из палаток взята,
С нас почти исторический пишут портрет,
Только это, друзья, суета,
Это все суета,
Ведь не вся еще жизнь прожита… |
Вариант:
И почти историческим стал наш портрет, |
Заблестят на груди ордена,
Заблестит на висках седина,
И пошлют на далёкие стройки других,
Только в этом не наша вина.
Будем мудро и правильно жить,
Будем верно и нежно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, —
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути.
Я еще допою, допою
Комсомольскую песню свою, —
Только кто мне придумает новый Тайшет,
Кто другую найдет Ангару?
Последние (1990)
В. Костров
Мы последние этого века,
Мы великой надеждой больны.
Мы подснежники, мы из-под снега,
Сумасшедшего снега войны.
Доверяя словам и молитвам
И не требуя блага взамен,
Мы по битвам прошли, как по бритвам,
Так что ноги красны до колен. |
В авторском оригинале:
Так что ноги в крови до колен. |
Припев:
И в конце прохрипим не проклятья, |
В авторском оригинале:
Но в конце прохрипим не проклятья, |
О любви разговор поведём.
Мы — последние века. Мы — братья
По ладони, пробитой гвоздём.
Время быстро идёт по маршруту,
Бьют часы, отбивая года,
И встречаемся мы на минуту,
И прощаемся мы навсегда. |
В авторском оригинале:
Вроде встретились мы на минуту,
А прощаемся вот навсегда. |
Припев:
Так обнимемся, путь наш недолог, |
В авторском оригинале:
Так обнимемся. Век наш недолог, |
На виду у судьбы и страны.
Мы — подснежники, мы — из-под ёлок,
Мы последняя нежность войны.
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня.
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!
Припев:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, —
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй —
Поклонимся за тот великий бой.
За годом год… Из боя — снова в бой…
Взлетали вновь салюты над Москвой,
И, завершив Победою войну,
Планете всей вернули мы весну.
Окончен тот великий смертный бой, —
Синеет мирно небо над тобой,
Над вечной нашей матушкой-рекой,
Над славною солдатской головой. |
Сомкнули мы вокруг врагов кольцо,
Мы полыхнули гневом им в лицо.
Февраль российский саван из снегов
Стелил, стелил для вражеских полков.
|
Припев.
Надежда (1974)
Н. Добронравов
Светит незнакомая звезда.
Снова мы оторваны от дома.
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов…
Здесь у нас туманы и дожди.
Здесь у нас холодные рассветы.
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…
Припев:
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни…
Довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду, —
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…
Припев.
И забыть по-прежнему нельзя
Всё, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели…
Снова между нами города.
Жизнь нас разлучает, как и прежде.
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
Припев.
Ничто на Земле не проходит бесследно
Статья Романа Синельникова в ведущем российском он-лайновом издании о музыке Нотоносец, 27 апреля 1999 г.
Совсем недавно — каких-то десять лет назад! — нам вдруг показалось, что жизнь и историю нашу можно заново начать с чистого листа. Но время уже успело сделать нас другими.
В книгах и кинофильмах, в песнях и стихах советской эпохи — генетический код будущего России. Он неистребим, и нести его в себе — вовсе не признак дурного тона. Скорее наоборот: только те, кто достойно относится к своему прошлому, наследуют нашу великую страну для потомков.
На днях в Концертном зале имени П.И.Чайковского прошёл необычный концерт. Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва исполнил известные каждому из нас с детства произведения: музыку Исаака Дунаевского из кинофильма Дети капитана Гранта и песни Александры Пахмутовой, ставшие основной частью программы.
В зрительном зале нашлось место и молодым, и старым. Публика горячо встретила любимых артистов: Иосифа Кобзона, Александра Градского, Рената Ибрагимова, Юлиана, Большой детский хор под управлением Виктора Попова. И, конечно же, Александру Пахмутову и Николая Добронравова, чьи песни сопровождают нас по жизни вот уже сорок с лишним лет.
К сожалению, крайне высокая цена билетов не позволила многим поклонникам творчества Александры Николаевны, к слову сказать, отмечающей в конце года своё семидесятилетие, прийти на концерт. Что ж, время сейчас жестокое. Но что бы ни происходило вокруг нас и с нами, искренность всегда остаётся искренностью, а талант — талантом. Эта идея объединила в Зале Чайковского всех — и артистов, и зрителей.
Можно по-разному относиться к Советскому Союзу или к нынешней России, голосовать «за» или «против», не голосовать вообще… Песни Пахмутовой — все, без исключения — о другом и из другого измерения. Успев давно и прочно занять своё место в истории целых поколений, ассоциируясь у многих с официальной советской культурой, они тем не менее остаются, по выражению Высоцкого, «песнями беспокойства». Беловежская пуща, Просьба, Как молоды мы были, Мелодия, Нежность, Русский вальс… Эти, звучавшие в концерте, и другие песни написаны в разные годы, но в каждой из них — то, что совсем недавно было принято называть активной жизненной позицией.
Равнодушие, увы, всегда в моде. Но правда жизни и в том, что добиться чего бы то ни было под любым флагом и при любом правительстве могут только неравнодушные. «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять!» Те, для кого эта фраза не просто строка из песни, останутся верны творчеству Александры Николаевны на всю жизнь, независимо от политических катаклизмов.
Александра Пахмутова. Символ поколений и связи времён. Человек, живущий среди нас. Этот вечер стал для неё большой удачей. Браво!
© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.
|
|