Беловежская пуща (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист Белоруссии Валерий Дайнека и Большой детский хор Российской телерадиокомпании
в сопровождении оркестра |
Хоровод из «Русской сюиты» |
Оркестр Московской консерватории
Дирижёр — Леонид Николаев |
Где ты, где ты, отчий дом? (на стихи С.Есенина) |
Наташа Губа |
Мелодия (на стихи Н.Добронравова) |
Народный артист России Александр Градский
в сопровождении оркестра |
Как молоды мы были (на стихи Н.Добронравова) |
Народный артист России Александр Градский
в сопровождении оркестра |
Зачем меня окликнул ты? (на стихи Л.Ошанина) |
Заслуженная артистка России Наталья Борискова
с ансамблем |
Посвящение Пушкину |
Симфонический оркестр Большого зала Московской государственной консерватории
Дирижёр — Леонид Николаев |
1825 год, речитатив и полонез (на стихи Николая Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан
в сопровождении оркестра |
Горячий снег (на стихи М.Львова) |
Иосиф Кобзон, хор Академического ансамбля песни и пляски Внутренних войск МВД России
Художественный руководитель — народный артист России Виктор Елисеев |
Поклонимся великим тем годам (на стихи М.Львова) |
Иосиф Кобзон, хор Академического ансамбля песни и пляски Внутренних войск МВД России
Художественный руководитель — народный артист России Виктор Елисеев |
Маршал Жуков |
I Отдельный показательный оркестр Министерства обороны РФ
Художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист России Виктор Афанасьев |
Нежность (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Народная артистка России Алла Баянова и народный артист России Михаил Плетнёв |
2 отделение |
Увертюра Весёлые девчата |
Президентский оркестр Российской Федерации
Художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист России Павел Овсянников |
В песнях останемся мы (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист Украины Игорь Демарин в сопровождении оркестра |
Яростный стройотряд (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист Украины Игорь Демарин в сопровождении оркестра |
Письмо на Усть-Илим (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Ирина Шведова в сопровождении оркестра |
Снегурочка (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Солист Государственного Академического Большого театра России Николай Басков в сопровождении оркестра |
Россиянка (на стихи Н.Добронравова) |
Народная артистка России Валентина Толкунова в сопровождении оркестра |
Я не могу иначе (на стихи Н.Добронравова) |
Народная артистка России Валентина Толкунова в сопровождении оркестра |
Сердце на ладони |
Шоу-балет «Рандеву» |
Нежность (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Народная артистка Грузии Тамара Гвердцители |
Шанс (на стихи Н.Добронравова) |
Народная артистка Грузии Тамара Гвердцители |
Ты — рядом (на стихи Ю.Друниной) |
Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской
и Государственных премий, народная артистка СССР Людмила Зыкина
в сопровождении Государственного Академического ансамбля «Россия»
Главный дирижёр — заслуженный артист России Николай Степанов |
Мать и сын (на стихи Н.Добронравова) |
Людмила Зыкина и Юлиан
в сопровождении оркестра и ансамбля «Россия» |
Находка (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан, группа «Александровский сад», шоу-балет «Рандеву» и оркестр |
Северная песня (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан, группа «Александровский сад», шоу-балет «Рандеву» и оркестр |
Люби меня (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан, группа «Александровский сад», шоу-балет «Рандеву» и оркестр |
Русский вальс (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан, группа «Александровский сад», шоу-балет «Рандеву» и оркестр |
Птицы вылетают из гнезда (на стихи Н.Добронравова) |
Заслуженный артист России Юлиан, группа «Александровский сад», шоу-балет «Рандеву» и оркестр |
Знаете, каким он парнем был (на стихи Н.Добронравова) |
Иосиф Кобзон в сопровождении оркестра |
Прощание с Братском (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Иосиф Кобзон в сопровождении оркестра |
Девчонки танцуют на палубе (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Иосиф Кобзон в сопровождении оркестра |
Песня о тревожной молодости (на стихи Л.Ошанина) |
Все участники концерта |
Главное, ребята, сердцем не стареть (на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова) |
Все участники концерта |
Старый клён (на стихи М.Матусовского) |
Все участники концерта |
Надежда (на стихи Н.Добронравова) |
Все участники концерта |
До свиданья, Москва (на стихи Н.Добронравова) |
Все участники концерта |
Навстречу друг другу (на стихи Н.Добронравова) |
Все участники концерта |
Последние (1990)
В. Костров
Мы последние этого века,
Мы великой надеждой больны.
Мы подснежники, мы из-под снега,
Сумасшедшего снега войны.
Доверяя словам и молитвам
И не требуя блага взамен,
Мы по битвам прошли, как по бритвам,
Так что ноги красны до колен. |
В авторском оригинале:
Так что ноги в крови до колен. |
Припев:
И в конце прохрипим не проклятья, |
В авторском оригинале:
Но в конце прохрипим не проклятья, |
О любви разговор поведём.
Мы — последние века. Мы — братья
По ладони, пробитой гвоздём.
Время быстро идёт по маршруту,
Бьют часы, отбивая года,
И встречаемся мы на минуту,
И прощаемся мы навсегда. |
В авторском оригинале:
Вроде встретились мы на минуту,
А прощаемся вот навсегда. |
Припев:
Так обнимемся, путь наш недолог, |
В авторском оригинале:
Так обнимемся. Век наш недолог, |
На виду у судьбы и страны.
Мы — подснежники, мы — из-под ёлок,
Мы последняя нежность войны.
Просьба (1974)
Р. Рождественский
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев.
Трус не играет в хоккей (1968)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Звенит в ушах лихая музыка атаки…
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!
И всё в порядке, если только на площадке
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев:
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!
Пусть за воротами противника всё чаще
Победной молнией пульсирует фонарь!
Но если надо, защищается блестяще
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь,
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Беловежская пуща (1975)
Н. Добронравов
Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Здесь забытый давно наш родительский кров.
И, услышав порой голос предков зовущий,
Серой птицей лесной из далёких веков
Я к тебе прилетаю, Беловежская пуща.
Многолетних дубов величавая стать.
Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий…
Дети зубров твоих не хотят вымирать,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду, Беловежская пуща.
У высоких берёз свое сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим,
Твой заветный напев, чудотворный напев,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.
Где ты, где ты, отчий дом? (1981)
, из цикла песен Земля моя златая
С. Есенин
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?
За рекой поёт петух —
Там стада стерёг пастух,
И светились из воды
Три далёкие звезды.
За рекой поёт петух.
Время — мельница с крылом
Опускает за селом
Месяц маятником в рожь
Лить часов незримый дождь.
Время — мельница с крылом.
Этот дождик с сонмом стрел
В тучах дом мой завертел,
Синий подкосил цветок,
Золотой примял песок.
Этот дождик с сонмом стрел.
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?
Мелодия (1973)
Н. Добронравов
Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей.
Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?
Ты моё сомнение,
Тайна долгого пути…
Сквозь дожди осенние
Слышу я горькое «прости».
Зорь прощальных зарево.
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Предать мелодию любви?
Ты моё призвание,
Песня, ставшая судьбой…
Боль забвенья раннего
Знал Орфей, преданный тобой.
Стань моей Вселенною,
Смолкнувшие струны оживи.
Сердцу вдохновенному
Верни мелодию любви!
Как молоды мы были (1976)
, из художественного кинофильма Моя любовь на третьем курсе
Н. Добронравов
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком…
Может, я это, — только моложе,
Не всегда мы себя узнаём…
Припев:
Ничто на Земле не проходит бесследно.
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли…
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли.
Припев.
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять!
Припев.
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза.
Не забыть нам любимые лица.
Не забыть нам родные глаза…
Припев.
Зачем меня окликнул ты?
, из художественного кинофильма Жили-были старик со старухой
Л. Ошанин
Зачем меня окликнул ты
В толпе бесчисленной людской?
Зачем цвели обман-цветы,
Зачем закат горел такой?
Сквозь тёплый дождь, сквозь добрый снег
Зачем глядел в мои глаза?
Зачем, зачем ты лучше всех,
Зачем забыть тебя нельзя?
Ни разлюбить, ни позабыть,
Ни заменить тебя нельзя…
Зачем пришёл средь бела дня,
Зачем ушёл в скупой рассвет?
Ни у тебя, ни у меня,
Ни у людей ответа нет.
1825 год (1987)
Н. Добронравов
Не увидеть нам счастья ближнего,
Вносят чёрные свечи в зал.
Бал повешенных, бал униженных,
Государевой милости бал…
Не стихи свои, не пророчества —
Мы свободу в душе спасём.
Православные тайным обществом
Осенили себя, как крестом.
Не поверили слову дерзкому —
Повернули полки назад,
И по Нерчинску, как по Невскому,
Колокольцы звенят, звенят…
Со свободою мы обвенчаны,
Знали верность, измену, злость,
Только ангелам — русским женщинам —
Нас понять и простить довелось…
Я только боль тебе принёс,
Твоя судьба — мой тяжкий грех.
От этих слёз, озябших слёз
Родится снег, сибирский снег.
Прости меня за этот снег,
Прости за боль душевных ран,
За горький век, жестокий век,
За то, что он достался нам.
Свидетель Бог, как я люблю.
Увы, немыслим наш побег.
На честь мою, на жизнь твою
Ложится снег, ложится снег.
Над немотой замёрзших рек
Гудит седых снегов хорал.
Холодный век, жестокий век.
Последний бал, прощальный бал.
Наш тяжкий крест — наш долгий путь.
Заря при нас не занялась.
Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда-нибудь вспомянут нас!..
Горячий снег (1974)
М. Львов
Клубились яростно метели
По сталинградской по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе — как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полёте,
Как ветки с листьями в огне.
И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег. |
В оригинале:
Машинам жарко и пехоте,
И наше сердце не в броне. |
Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
И жёг, и плавил всё на свете,
Что даже снег горячим стал.
И за чертой — последней, страшной —
Случалось, танк и человек
Встречались в схватке рукопашной,
И превращался в пепел снег…
Хватал руками человек
Горячий снег, кровавый снег… |
В оригинале:
Бывало, танк и человек |
…Опали белые метели,
Цветами стали по весне.
Большие годы пролетели,
А я всё сердцем — на войне,
Где отпевали нас метели,
Где в землю многие легли.
А дома мамы поседели…
У дома вишни зацвели.
А у меня в глазах навек —
Горячий снег, кровавый снег. |
В оригинале:
А ты всем сердцем — на войне,
Где отпевали нас метели,
Где в землю лучшие легли.
В оригинале:
А у тебя в глазах навек — |
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня.
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!
Припев:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, —
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй —
Поклонимся за тот великий бой.
За годом год… Из боя — снова в бой…
Взлетали вновь салюты над Москвой,
И, завершив Победою войну,
Планете всей вернули мы весну.
Окончен тот великий смертный бой, —
Синеет мирно небо над тобой,
Над вечной нашей матушкой-рекой,
Над славною солдатской головой. |
Сомкнули мы вокруг врагов кольцо,
Мы полыхнули гневом им в лицо.
Февраль российский саван из снегов
Стелил, стелил для вражеских полков.
|
Припев.
Нежность (1965)
, из цикла песен Обнимая небо
С. Гребенников, Н. Добронравов
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
Опустела без тебя земля
В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. О Гагарине знают все, это любимый образ советских людей всех поколений. Но, наверное, только близко знавшие Юрия могут рассказать о его необыкновенной обыкновенности, о его обаянии.
Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. Увлечённый открытиями и предвосхищением открытий, Гагарин особенно восторгался тем, что Пахмутова со своими постоянными соавторами Гребенниковым и Добронравовым ещё в 1961 году, незадолго до первого полёта в космос сочинила песню «Заря космического века».
Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. В своих вкусах и пристрастиях он отнюдь не ограничивался «лётной» и «космической» темой. Он настаивал на том, чтобы создатели песен поехали на Северный флот, где он служил в юности. Песня «Усталая подлодка» в какой-то степени обязана своим появлением первому космонавту. Из рассказов Гагарина вылилась другая, очень известная песня «Орлята учатся летать».
У Гагарина, замечательного лётчика, был свой кумир — лётчик, Герой Советского Союза полковник Георгий Мосолов. В народе о Мосолове знают меньше, чем о космонавтах, но для разведчиков звёздных дорог Георгий Мосолов — старший товарищ, хотя и является почти ровесником Гагарина.
Лётчик-испытатель Георгий Мосолов первым достиг небывалых небесных высот. Один из его невероятно смелых полётов закончился неудачно. Лётчик разбился и остался жить лишь чудом. Врачи несколько раз выводили его из состояния клинической смерти.
Мосолов выжил, железная его воля победила. Я часто встречаю полковника на набережной Москвы-реки: мы живём в одном квартале — он, и композитор Пахмутова, и я. Мосолов подвижен, деятелен, бодр, но летать ему, как говорится, заказано.
Читатель, наверное, уже догадался, что песня «Обнимая небо» и её строки «если б ты знала, если б ты знала, как тоскуют руки по штурвалу» имеют к нему прямое отношение, написаны о нём, а тема подсказана Юрием Гагариным.
С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность».
«Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения.
Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов. Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.
О своём друге Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов рассказали через годы после его трагической гибели в цикле песен «Созвездие Гагарина». О песнях цикла — «Смоленская дорога», «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полёт провожал» — ещё рано рассказывать: никто не может определить, какая из песен войдёт в народный обиход, все ли они выдержат испытания временем. Но любимая песня Юрия тоже в какой-то степени рисует нам его облик, дополняет знакомый его образ.
Вот почему я выбрал песню «Нежность» для рассказа.
|
В песнях останемся мы (1975)
Н. Добронравов
Прощай, дорогая,
Горнисты поют…
Меня на пороге
Товарищи ждут.
Забыты печали,
Мосты сожжены.
Клубятся дороги
Гражданской войны.
Припев:
Звёзды останутся юными,
Песни останутся юными,
Юными звонкими струнами
В песнях останемся мы!
Свисток тепловоза…
Родная, прощай!
Зовёт меня сердце
В невиданный край.
Там беркуты с ветром
Ведут разговор.
Целинные степи,
Былинный простор. |
Вариант:
Я — песня в полёте. |
Припев.
Я — песня в полёте.
Любимая, верь!
Амурскую тайну
Я знаю теперь.
Нас ветер целует
В сухие уста.
По рельсовой стали
Пройдут поезда! |
Вариант:
Свисток тепловоза,
Туманная даль…
В таёжные дебри
Идёт магистраль.
А в небе над нами —
Из радуги мост.
Лететь нам, ребята,
Дорогами звёзд! |
Припев.
Яростный стройотряд (1976)
, из художественного кинофильма Моя любовь на третьем курсе
Н. Добронравов
Я — свежий ветер, огонь крылатый,
И наше время на циферблатах!
Пусть повезёт нам в большом пути
От равнодушья себя спасти!
Припев:
Радостный строй гитар.
Яростный стройотряд.
Словно степной пожар,
Песен костры горят.
Нет струн у сердца неопалимых,
И жажда счастья неутолима.
Я обращаюсь к своей любви:
Меня на подвиг благослови!
Припев.
На перекрёстках путей и мнений
Рождались звёзды и вдохновенье,
И одержимость всегда права,
Когда находит свои слова.
Мы сильные духом. Мы дети земли.
Мы смелые… Смели… И нас не смели.
Припев.
А стройотряды уходят дальше.
А строй гитары не терпит фальши…
И наш словесный максимализм
Проверит время, проверит жизнь.
Припев.
Письмо на Усть-Илим (1963)
, из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов
Над Москвой незнакомые ветры поют,
Над Москвой облака, словно письма, плывут…
Я по карте слежу за маршрутом твоим,
Это странное слово ищу — Усть-Илим.
Усть-Илим на далекой таёжной реке,
Усть-Илим от огней городских вдалеке,
Пахнут хвоей зелёные звёзды тайги,
И вполголоса сосны читают стихи.
Позови — я пройду сквозь глухую тайгу,
Позови — я приду сквозь метель и пургу,
Оглянись — неприметной таёжной сосной
Уж давно я стою за твоею спиной.
Усть-Илим, над Москвой твои ветры поют,
Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут,
Усть-Илим… две зелёных звезды в небесах…
И костёр… и тоска в его рыжих глазах…
Снегурочка (1957)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Метель над городом поёт
О том, что Новый год идёт,
А снег кружится в переулочках,
А снег ложится у ворот,
А снег идёт, а снег идёт,
И каждый ждёт свою Снегурочку
В заветный час под Новый год.
А ночь морозная светла,
А вся земля белым-бела.
Своей Снегурочке метелица
На шубке кружева сплела.
А ночь светла, а ночь светла,
Наверно, ты, моя волшебница,
Из сказки в эту ночь пришла.
Опять метель поёт в полях,
И снова вся земля в снегах.
Идут года, и нити снежные
Уже не тают на висках.
Идут года, идут года,
А ты Снегурочкою прежнею
Со мной осталась навсегда. |
Вариант:
Опять земля моя в снегах. |
Россиянка (1994)
Н. Добронравов
Не прошла наша жизнь, не прошла.
Где-то снова играет тальянка,
И от песни простой оживает душа.
Я — росинка твоя, россиянка.
Ах, теперь люди мало поют,
И российская жизнь — не гулянка.
Нам бы дом свой спасти от бессмысленных смут:
Я — росинка твоя, россиянка.
Русь — моя путеводная нить,
Сказка леса и быль полустанка…
Я на этой земле научилась любить:
Я — росинка твоя, россиянка.
Не прошла наша жизнь, не прошла.
Возвратится былая осанка,
И воскреснет душа от любви и тепла.
Я — росинка твоя, россиянка.
Я не могу иначе (1982)
Н. Добронравов
Нет без тревог ни сна, ни дня.
Где-то жалейка плачет…
Ты за любовь прости меня,
Я не могу иначе…
Я не боюсь обид и ссор,
В речку обида канет…
В небе любви такой простор, —
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь — я приду,
Боль разведу руками.
Все я сумею, все смогу, —
Сердце мое не камень.
Я прилечу — ты мне скажи,
Бурю пройду и пламень.
Лишь не прощу холодной лжи, —
Сердце мое не камень.
Видишь — звезда в ночи зажглась,
Шепчет сынишке сказку…
Только бездушье губит нас,
Лечат любовь да ласка.
Я растоплю кусочки льда
Сердцем своим горячим.
Буду любить тебя всегда —
Я не могу иначе…
Шанс (1988)
Н. Добронравов
Может, не стоит, может, не стоит жить,
Если так долго, если так долго ждать.
В каменных гнёздах можно любовь убить,
Бал многолюдья и одиночества жуть…
Я возвращаюсь, я возвращаюсь вновь
Не утихает, не утихает боль.
Птицы не знают, как леденеет кровь,
Тысячелетия мы не встречались с тобой.
Это мой первый, мой безрассудный шаг,
Это — последний, самый последний шанс.
Только молю, пощади,
Не уходи, не предай
Этот шанс:
Он, быть может, последний!
Я — твоя скрипка в наш электронный век.
Ты — мой невольный, мой добровольный крест.
Падает чёрный, падает чёрный снег,
В небе над городом скорбный играет оркестр.
Бог покарает, Бог покарает нас,
Если упустим этот последний шанс.
Только молю, пощади,
Не уходи, не предай
Этот шанс:
Он, быть может, последний!
Сделай навстречу, сделай навстречу шаг,
Это — последний, самый последний шанс.
Только молю, пощади,
Не уходи, не предай
Этот шанс:
Он, быть может, последний!
Ты — рядом (1999)
Ю. Друнина
Ты рядом — и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты — рядом, а ведь могли бы |
В оригинале:
Мы — рядом, а ведь могли бы |
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты — рядом, а ведь могли бы |
В оригинале:
Мы — рядом, а ведь могли бы |
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.
Мать и сын (1998)
Н. Добронравов
Я гляжу на тебя с тоской.
Я боюсь, — ты уйдёшь навсегда.
И погаснет над нашей рекой
В небесах молодая звезда.
Жизнь открыта недобрым ветрам.
Только истинный выстоит храм.
Ты мой сын. Ты сын России.
Не молись чужим богам.
Припев:
Гнутся деревья, гнутся к земле.
Ты не согнёшься.
К дому родному даже во мгле
Снова вернёшься.
Тростники всё шумят над рекой.
Я на помощь несчастным иду.
Я зажгу над родимой землёй
Среди туч золотую звезду.
Трудно соколу в небе лететь.
Трудно песню о родине петь.
И никто, никто не знает,
Сколько нам ещё терпеть…
Припев:
Гнутся деревья, гнутся к земле.
Мы не согнёмся.
К нашим истокам даже во мгле
Снова вернёмся.
Край родной, нашу веру спаси!
Будем жить, только правдой дыша.
С нами — Троица вечной Руси:
Мать и сын, и Святая душа…
Только истинный выстоит храм!
Мы вернёмся к своим родникам.
И пока жива Россия,
Вместе петь и плакать нам…
Припев:
Гнутся деревья, гнутся к земле.
Мы не согнёмся.
Истинной верой даже во мгле
Вместе спасёмся!
Находка (1997)
Н. Добронравов
Изменилась у счастья походка,
Перепутались наши пути.
Ты пойми, дорогая находка,
Нынче трудно друг друга найти.
Ты взглянула наивно и кротко,
Под ногами качнулась земля…
И тогда улыбнулась находка,
Улыбнулась, взглянув на меня.
Если будут разлуки и даже
Вдруг прервётся привычная нить —
Чтоб находка не стала пропажей,
Надо просто друг друга любить.
Грустной жизни весёлая нотка,
Жаворонок среди воронья,
Ты — находка, находка, находка,
Дорогая находка моя!
Северная песня (1996)
Н. Добронравов
Северный круг ветров и вьюг,
Северный гордый народ…
Рядом с пургой над буровой
Делает круг вертолёт.
Здесь мы нашли в недрах земли
Месторожденье тепла.
Вьюгам назло солнце взошло,
Только ты с трапа сошла.
Ты в эту темь — солнечный день,
Я — твой полярный олень.
Север Земли — здесь мы нашли
Месторожденье любви.
Рядом с тобой всё по плечу,
Ты улыбаешься мне…
Лишь захочу, солнце включу
Нашей озябшей стране.
Нашим теплом Землю спасём,
Северным нашим теплом.
Север — мой дом, Север — мой друг,
Север — спасательный круг.
Люби меня (1995)
Н. Добронравов
Значит, такая судьба,
Если смешную тебя,
Может, себе на беду
Я у других уведу.
Припев:
А я не зря, а я не зря тебя ревную.
Горит заря, горит заря на склоне дня.
А я тебя не отпущу без поцелуя.
Люби меня, люби меня, люби меня.
Не уходи, не уходи, побойся Бога.
Горит заря, горит заря на склоне дня.
Моя любовь, моя судьба, моя дорога.
Люби меня, люби меня, целуй меня.
Там, где не видно ни зги,
Слышатся чьи-то шаги.
Стой, прокричу, кто идёт,
Всем от ворот поворот.
Припев.
Ты и спасенье, и грех,
Ты мой внезапный успех.
Ради других не прерви
Музыку нашей любви…
Припев.
Русский вальс (1992)
Н. Добронравов
Песня-печаль. Дальняя даль.
Лица людей простые…
Вера моя, совесть моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.
Припев:
Русский вальс — трепетный круг солнца и вьюг.
Милый друг, вот и прошли годы разлук…
Милый друг, вот и пришли годы любви…
Русский вальс, — нашу любовь благослови!
Жизнь моя — Русь. Горе и грусть.
Звёзды твои седые…
Издалека я возвращусь
Песней твоей, Россия.
Всё позабыв и не скорбя,
Можно прожить вдали…
Но без тебя, но без тебя
Нет у меня любви.
Припев.
Вешних лугов, праведных слов
Буду беречь ростки я.
Вера моя, удаль моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.
Припев.
Птицы вылетают из гнезда (1999)
Н. Добронравов
Дальняя дорога не проста.
Небо ослепительной лазури…
Птицы вылетают из гнезда,
Птицы Комсомольска-на-Амуре.
Вам заулыбалось свысока
Рыжее восторженное солнце.
Наши быстрокрылые питомцы —
Птицы вылетают из гнезда.
Дальняя дорога не проста.
Взлётные распахнуты ворота.
Птицы вылетают из гнезда —
Счастья вам, удачного полёта!
Вы не забывайте никогда
Первую рабочую обитель.
Вы летите, соколы, летите —
Птицы вылетают из гнезда.
Дальняя дорога не проста.
Рушатся спокойные границы
Птицы вылетают из гнезда —
Сильные встревоженные птицы.
Манит вас иная высота,
Мир ещё прекрасен и бескраен…
Снова улыбается Гагарин —
Птицы вылетают из гнезда.
Знаете, каким он парнем был (1971)
, из цикла песен Созвездье Гагарина
Н. Добронравов
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звёздную открыл?
…Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он:
Припев:
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Пронёсся над Землёй… Знаете, каким он парнем был!
Как поля родные он любил…
В той степной дали
Первый старт с Земли
Был признаньем ей в любви.
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
На руках весь мир его носил…
Сын Земли и звёзд
Нежен был и прост,
Людям свет, как Данко, нёс…
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
Как на лёд он с клюшкой выходил!
Как он песни пел!
Весел был и смел…
Как азартно жить хотел!
Припев.
Знаете, каким он парнем был!
Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!
Слышишь дальний гром?
Видишь: это он
Вновь идет на космодром…
Припев:
Говорит: «Поехали!»
И живой звездой,
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Несётся над Землёй!
Прощание с Братском (1968)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Я в таёжном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск,
Самой первой любовью люблю.
Так уж вышло, что наша мечта
На плакат из палаток взята,
С нас почти исторический пишут портрет,
Только это, друзья, суета,
Это все суета,
Ведь не вся еще жизнь прожита… |
Вариант:
И почти историческим стал наш портрет, |
Заблестят на груди ордена,
Заблестит на висках седина,
И пошлют на далёкие стройки других,
Только в этом не наша вина.
Будем мудро и правильно жить,
Будем верно и нежно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, —
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути.
Я еще допою, допою
Комсомольскую песню свою, —
Только кто мне придумает новый Тайшет,
Кто другую найдет Ангару?
Девчонки танцуют на палубе (1963)
, из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов
Чуть охрипший гудок парохода
Уплывает в таёжную тьму.
Две девчонки танцуют на палубе,
Звёзды с неба летят на корму.
Припев:
А река бежит, зовёт куда-то,
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре
По Ангаре,
По Ангаре.
Верят девочки в трудное счастье.
Не спугнёт их ни дождь, ни пурга,
Ведь не зря звёзды под ноги падают
И любуется ими тайга!
Припев.
Будут новые плыть пароходы,
Будут годы друг друга сменять,
Но всегда две девчонки на палубе
Под баян будут вальс танцевать.
Припев.
Песня о тревожной молодости (1958)
, из художественного кинофильма По ту сторону
Л. Ошанин
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная, —
И нету других забот.
Припев:
И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.
Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрёт. |
Вариант: Но дружбу мою с тобою
Одна только смерть возьмёт. |
Припев.
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд.
Припев.
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пройдёт. |
Вариант:
Не надобно нам покоя.
Судьбою счастлив такою,
Ты пламя берешь рукою,
Дыханьем ломаешь лёд. |
Припев.
Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт. |
Вариант:
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пойдёт. |
Припев.
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
Комсомольцам всех времён
Постановка кинокартины «Тревожная молодость» осуществлялась в 1958 году не только как экранизация одного из интереснейших произведений о комсомоле — «По ту сторону», но и как увековечение памяти комсомольского писателя Виктора Кина. [Долматовский намекает на трагическую гибель В. Кина в ходе массовых репрессий 1937-1938 гг. и его реабилитацию в 1956 г. — Вебмастер.]
Для написания музыки к картине была приглашена Александра Пахмутова, молодой композитор, тогда автор всего лишь нескольких хороших песен. Прицел был взят правильный — пусть представитель нового поколения советской молодёжи внесёт свой вклад в кинематографическое возрождение книги комсомольца первого призыва о своих товарищах и сверстниках, об их жизни и борьбе. Стихи писал Лев Ошанин, впервые сочиняя песню вместе с Александрой Пахмутовой. Я заметил, что первая песня, первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной, и самой удачной у этих авторов — если они и после работают вместе. Чем это объяснить? Вероятно, тем, что, впервые слагая песню вместе, поэт и композитор как бы отдают друг другу весь опыт предыдущих лет, и произведение получается значительным, весомым. Две индивидуальности сталкиваются впервые — непременно будет яркая вспышка.
Итак, предстояло написать песню комсомольцев гражданской войны. Но станут ли петь эту песню люди, чья молодость проходит через четыре десятилетия после молодости героев Виктора Кина? Нет, просто песня времён гражданской войны, стилизация — не запоётся. Не лучше ли в этом случае использовать в картине одну из тогдашних песен, из тех, что пели когда-то Виктор Кин и его товарищи? Ведь хорошие были песни!
Было решено, что в фильме должна присутствовать песня, одновременно имеющая как бы два лица: это песня времён гражданской войны, соответствующая сюжету картины, образам её героев. Это одна задача. А вторая: это песня сегодняшних и завтрашних комсомольцев.
Нелегко такую задачу решить. Удачное решение исторической песни не принесёт успеха. Если хорошо получится только современная песня, это тоже будет провалом. И не только неудачей поэта и композитора, но и всего коллектива, ставящего кинокартину.
Авторы старались почерпнуть образы для будущей песни в книге Виктора Кина «По ту сторону», в характерах его героев, в общем настроении будущего фильма.
В свою очередь, на будущую кинокартину оказывали влияние открытия, уже утверждённые в советском искусстве, в поэзии. Сверстники Виктора Кина, выражая общее настроение поколения, нашли хорошие слова, подобные тем, что жили на страницах книги «По ту сторону».
Не до ордена.
Была бы Родина… — |
писал в Отечественную Семён Кирсанов, и ему вторил комсомолец гражданской войны Иосиф Уткин:
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы… |
В «Песне о тревожной молодости» было найдено ещё одно выражение этой мысли:
Жила бы страна родная,
И нету других забот. |
А исток этого мотива, запев и зачин — поэзия Маяковского.
Я не унижу песню, если скажу, что формулы, заключённые в её строфах, подсказаны Виктором Кином. Иначе и не могла стать удачной песня для фильма, поставленного по произведению глубокому и раздумчивому: она — как сгусток чувств и мыслей той замечательной книги. Ведь это характер героев Виктора Кина:
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд! |
Песня удалась на славу. Это сейчас одна из любимых комсомольских песен, суровая нитка, связывающая воедино поколения.
В июне [в действительности 19 мая — Вебмастер.] 1966 года в Большом Кремлёвском Дворце проходил съезд комсомола. На трибуну поднялась маленькая молодая женщина — только белокурая голова была видна. Она произнесла взволнованную речь о молодёжи, деловую, серьёзную. Зал внимательно слушал речь комсомольского композитора.
Потом под сводами дворца грянуло «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт». Со всех сторон на трибуну посыпались цветы. Пахмутову и так было едва видно, а тут её совсем засыпали цветами. Из зала выбежали комсомольцы, подняли на руки автора «Тревожной молодости» — тут только она стала всем видна.
|
Главное, ребята, сердцем не стареть (1963)
, из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов
Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, а в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь.
Припев:
А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…
Лётчик над тайгою точный курс найдёт,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то зелёный, молодой народ.
Припев.
Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы, пока что небогатом,
Чтобы все богатства взять из-под земли.
Припев.
…Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая,
Лёту к нам в Таёжный несколько часов!
Припев.
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
В Сибирь, за песнями
Песню, написанную в 1962 году в Братске, без всякой натяжки можно приравнять к песне, сочинённой в 1919-м на Восточном фронте или в 1943-м на Курской дуге.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» — только одна из яркого и разнообразного цикла песен, созданных небольшим, но дружным коллективом — композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.
Эти трое отправились в экспедицию, которая ими самими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли… Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодёжи. Привезли их в Москву, но главное — оставили в Сибири!
Вообще говоря, циклы песен, рождающиеся в результате творческой поездки,— дело в советском песенном творчестве традиционное.
Выезды поэтов и композиторов постепенно превратились в добрую традицию нашей творческой и общественной жизни. Но по опыту знаю — в поездке создаётся несколько песен, иногда даже много песен, а к людям во всеобщие друзья в лучшем случае попадает лишь одна. Если она станет всенародно известной, то и это чудесно. Другие, быстро уходящие в забвение песни выполняют роль безмолвных помощников песни, которая прославилась.
А вот Пахмутова, Гребенников и Добронравов в результате первой в их жизни поездки в Сибирь создали целый букет известных ныне и любимых молодёжью песен: «Девчонки танцуют на палубе…», «ЛЭП-500» (смелое решение — написать о линии электропередач и так вот неблагозвучно назвать песню; а вот с тех пор это ЛЭП звучит поэтично!), «Куба — любовь моя» (первое исполнение, показ этой песни проходил в интернациональном клубе Братска «Глобус»), «Марчук играет на гитаре» (молодцы — рассказали в песне о живом, действующем, неугомонном комсомольце, ещё и по фамилии назвали настоящей).
К циклу присоединилась написанная раньше песня «Геологи» — она приобрела достоверность после встреч с геологами, была одобрена, утверждена своими героями.
Ну, а о песне «Главное, ребята, сердцем не стареть» уже говорилось, как о результате сибирской поездки.
Справедливость и точность требуют дополнения: втрое больше песен было написано, они прозвучали, роль свою сыграли, но на большую дорогу не вышли, широкого признания не получили. Это вовсе не значит, что были они плохи. Просто есть такой закон — я о нём уже говорил,— не могут пятнадцать песен запеться сразу. Запелись пять — это уже чудо, из ряда вон выходящий случай.
Поездка молодых авторов в Сибирь была организована ЦК комсомола. Это была творческая командировка. Пусть на страницах юмористических журналов эта форма связи с жизнью постоянно высмеивается. Я не согласен с ироническим отношением к ней.
Пахмутова, Гребенников, Добронравов ездили в Сибирь с исполнителями — молодыми певцами; когда они двигались на пароходах по широким сибирским рекам, то даже возили с собой пианино. Знакомились с людьми, завязывали крепкие узлы дружбы, выступали на звенящих комариным зудом опушках тайги, в дощатых клубах, на пристанях. Знаю, найдутся скептики, скажут: «Подумаешь, работёнка! Вот если б они в тайгу пошли с геологами на всё лето или бетон в плотину клали…» Я думаю, что от таких подвигов композитора и поэтов песен не прибавилось бы. Экспедиция за песнями делала своё дело, за что и надо быть благодарным авторам.
Строители Братской ГЭС, молодёжь других строек Сибири очень радушно принимали своих песенников. Не гастролёрами, а товарищами были они. И остались друзьями на годы, не побоюсь сказать — на всю жизнь.
О зелёном, молодом народе, бесстрашно штурмующем глубины тайги, о людях, плывущих навстречу утренней заре, о братчанах, ставших братьями, и написана эта песня. Не всё мне нравится в её тексте: мне кажется, что образ «зелёное море тайги» несколько отягощается и даже разбивается предшествующими словами «о чём-то поёт». Это тяжеловато для песни, трудно петь. Но вот я критикую, а песню между тем поют — значит, авторы правы.
Поездка композитора Александры Пахмутовой и поэтов в Сибирь оказалась для них не просто двумя месяцами жизни, но событием всей жизни. Ведь, казалось бы, что прочней и устойчивей, чем поговорка? Была поговорка, присказка: «В Москву за песнями», а молодые энтузиасты утвердили её в новом отличном виде: «В Сибирь, за песнями».
|
Старый клён (1961)
, из художественного кинофильма Девчата
М. Матусовский
Старый клён, старый клён,
Старый клён стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего,
Отчего мне так светло?
Оттого, что ты идёшь по переулку. |
Вариант:
Приглашая нас с тобою на прогулку. |
Снегопад, снегопад,
Снегопад давно прошёл,
Словно в гости к нам весна опять вернулась.
Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась.
Погляди, погляди,
Погляди на небосвод,
Как сияет он безоблачно и чисто.
Отчего, отчего,
Отчего гармонь поёт?
Оттого, что кто-то любит гармониста…
Надежда (1974)
Н. Добронравов
Светит незнакомая звезда.
Снова мы оторваны от дома.
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов…
Здесь у нас туманы и дожди.
Здесь у нас холодные рассветы.
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…
Припев:
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни…
Довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду, —
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…
Припев.
И забыть по-прежнему нельзя
Всё, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели…
Снова между нами города.
Жизнь нас разлучает, как и прежде.
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
Припев.
До свиданья, Москва (1980)
Н. Добронравов
На трибунах становится тише…
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.
Не грусти, улыбнись на прощанье,
Вспоминай эти дни, вспоминай…
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем пожелай.
Пожелаем друг другу успеха,
И добра, и любви без конца…
Олимпийское звонкое эхо
Остаётся в стихах и в сердцах.
До свиданья, Москва, до свиданья!
Олимпийская сказка, прощай!
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи друзьям пожелай.
Припев:
Расстаются друзья.
Остаётся в сердце нежность…
Будем песню беречь.
До свиданья, до новых встреч.
Навстречу друг другу (1998)
Н. Добронравов
Пока есть любовь и надежда, и мы не сдаёмся,
Не верим ни в жизни, ни в песне фальшивому звуку.
Взяв под руки звёзды, по нежному небу несёмся
Навстречу друг другу, навстречу друг другу.
По нежному небу, по снежному лугу,
От севера к югу — навстречу друг другу, навстречу друг другу.
По минному полю, сквозь смертную вьюгу —
На волю, на волю, навстречу друг другу,
навстречу друг другу!
От подлых наветов и грязи любовь защищая,
Наденем не бронежилеты, а правды кольчугу,
И вновь пронесёмся по свету от края до края,
Навстречу друг другу, навстречу друг другу.
По нежному небу, по снежному лугу,
От севера к югу — навстречу друг другу, навстречу друг другу.
По минному полю, сквозь смертную вьюгу —
На волю, на волю, навстречу друг другу,
навстречу друг другу!
Мы знали подвалы, трущобы и царские залы,
Мы знали рассветное солнце и смертную вьюгу.
За то, что мы вместе, мы сдвинем, мы сдвинем бокалы
Навстречу друг другу, навстречу друг другу.
© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.
|
|