Брал в руки свою любимицу-гитару инженер-гидростроитель Алексей Марчук, и плыла под струнный перебор песня. Тихо подпевали гитаристу инженер-бетонщик Алексей Шохин и Владимир Долгий, окончивший филологический факультет МГУ и махнувший в Братск электросварщиком. Здесь, вдалеке от больших городов, от телевидения и зачастую от радио, в минуты, когда приходит радость, и в минуты, когда приходит тоска, как к другу, обращаются к песне. Поэтому-то здесь я и почувствовала особую ответственность за своё творчество и особенное желание, чтобы твои песни пелись этими людьми.

Я до сих пор отчётливо помню все наши встречи на Ангаре: от концерта в Братском дворце спорта, где собралось более полутора тысяч человек, до выступления на линии электропередач Братск — Тулун, в клубе таёжного села Покосное…

Есть нестареющие слова: «Лейся, песня, на просторе…» А где же и литься ей, песне, как не на этих вздыбившихся стройками сибирских просторах!

Но не так-то всё просто — лейся, просторы…

Путь нашей бригады лежал в Братск в гости к рабочим и инженерам, воздвигающим на Ангаре гигантскую электростанцию. Все мы, конечно, знали, что Сибирь — это просторы, бурные реки и мужественные люди. Но знать понаслышке и знать «на ощупь», что ли, — какие это разные и далёкие вещи!

У нас сейчас много ездят за границу: Париж и Гавана. Прага и Лондон. Нью-Йорк и Бамако. Это интересно и полезно. Открывать Америку — хорошо. Но давайте будем «открывать» и Россию. И Казахстан. И Карелию. И Туву.

Нам, композиторам, такие поездки по родному краю просто необходимы. И дело не в широте географического охвата, а в том, что людям, строящим на бесконечных просторах новые города, особенно нужна песня.

Среди пятнадцати песен, которые «подарило» мне сибирское путешествие — «Что такое ЛЭП» и «ЛЭП-500», и когда месяца через два-три я снова поеду к своим братским друзьям, то повезу эти песни на их суд.

И мне очень хочется, чтобы хоть одна из них получила путёвку в большую жизнь. А между тем, хотя статистика и не занимается музыкой, известно, что из всех песен, написанных за год, жить надолго остаются всего лишь две-три.

От чего же зависит жизнь песни? Если бы можно было дать универсальный ответ на этот вопрос, то мы бы имели хороших песен куда больше. А хорошая песня — увы! — потому и хорошая, что она редкость.

Несомненно, многое определяют мелодия и слова, органическое сочетание музыки и стихов, но есть факторы, не зависящие от создателей. Это прежде всего её первое звучание по радио. Как много и наших, и зарубежных сереньких песен поётся довольно долго, благодаря блестящей «упаковке», то есть исполнению и записи. И. наоборот, часто хорошая песня из-за плохой подачи её погибает. Об этом уже писалось и говорилось, но, на мой взгляд, вопрос до сих пор не решён. А ведь как важно, чтобы звучали хорошие песни, и если уж композитору удалось такую написать, то не надо превращать её «в мертворождённого ребёнка».

Проблема хорошей песни, казалось, должна бы решаться руками творческой молодёжи. А молодёжь не всегда хочет брать её в свои руки. Можно, конечно, понять желание молодых композиторов выразить себя, своё мировоззрение в более сложных и глубоких формах. Однако все знают, что издревле существуют не только романы и повести, но и рассказы, и в конце концов одно не мешает другому. Например, ленинградец Андрей Петров начал свой путь с симфонических произведений, а теперь он пишет не только их, но и песни. Причём и те, и другие пишет удачно.

Нам надо помнить, что если не будет хороших песен, то люди, которым они нужны, станут петь плохие. И уж тот, кто испортит на них себе вкус, никогда не придёт к пониманию симфоний.

Кстати, о вкусе. Его необходимо воспитывать с детства. Надо, чтобы наши дети чувствовали красоту и особенно красоту «современную». Ведь это очень красиво: выбросившие вверх свои хоботы подъёмные краны и экскаваторы, мчащиеся вдаль поезда и «ТУ-104», леса новостроек рядом с древними лесами и над всем этим — синее небо.

И думается, что люди, научившиеся видеть красивое вокруг себя, не будут петь плохие песни. Ведь тот, кто научился разбираться в людях, не сделает своим другом плохого человека. И я очень хочу, чтобы мои песни хоть в какой-то мере способствовали воспитанию хорошего вкуса. А для этого опять-таки — я возвращаюсь к началу — надо знать жизнь, людей, жить среди них. Надо уметь за гарью и копотью, за оглушающим рокотом моторов и недостатками разглядеть красоту Алексея Марчука и его товарищей. Красоту нашего человека. Человека, поющего песню.

Александра ПАХМУТОВА,
композитор

 

Главное, ребята, сердцем не стареть (1963) Загрузить ноты этой песни в формате PDF Прослушать запись Льва Барашкова, Льва Полосина и Бориса КузнецоваПрослушать запись Льва БарашковаПрослушать запись Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба»Прослушать запись Иосифа КобзонаПрослушать запись Иосифа Кобзона с концерта 11 февраля 2003 г.Прослушать запись Феликса ЦарикатиПрослушать запись из художественного кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»Прослушать запись ансамбля «Гренада»Прослушать запись ансамбля «Добры молодцы»Прослушать запись Валерия СюткинаПрослушать запись ансамбля «Случайная встреча» (И.Филатов, Г.Каковкин, М.Ермолаев)Прослушать запись группы «Золотая стрела»Прослушать запись группы «Уматурман»Прослушать запись группы «Ришелье»Прослушать запись Антона Макарского и детского музыкального театра «Домисолька»Прослушать инструментальную запись группы «Кинохроника»Прослушать инструментальную караоке-запись,
из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы,

а в этот край таёжный

Только самолётом можно долететь.

Припев:
А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…

Лётчик над тайгою точный курс найдёт,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир,

ступая по-хозяйски,

В общем-то зелёный, молодой народ.

Припев.

Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы,

пока что небогатом,

Чтобы все богатства взять из-под земли.

Припев.

…Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они,

а знаешь, дорогая,

Лёту к нам в Таёжный несколько часов!

Припев.

Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973):

В Сибирь, за песнями

Песню, написанную в 1962 году в Братске, без всякой натяжки можно приравнять к песне, сочинённой в 1919-м на Восточном фронте или в 1943-м на Курской дуге.

«Главное, ребята, сердцем не стареть» — только одна из яркого и разнообразного цикла песен, созданных небольшим, но дружным коллективом — композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.

Эти трое отправились в экспедицию, которая ими самими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли… Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодёжи. Привезли их в Москву, но главное — оставили в Сибири!

Вообще говоря, циклы песен, рождающиеся в результате творческой поездки,— дело в советском песенном творчестве традиционное.

Выезды поэтов и композиторов постепенно превратились в добрую традицию нашей творческой и общественной жизни. Но по опыту знаю — в поездке создаётся несколько песен, иногда даже много песен, а к людям во всеобщие друзья в лучшем случае попадает лишь одна. Если она станет всенародно известной, то и это чудесно. Другие, быстро уходящие в забвение песни выполняют роль безмолвных помощников песни, которая прославилась.

А вот Пахмутова, Гребенников и Добронравов в результате первой в их жизни поездки в Сибирь создали целый букет известных ныне и любимых молодёжью песен: «Девчонки танцуют на палубе…», «ЛЭП-500» (смелое решение — написать о линии электропередач и так вот неблагозвучно назвать песню; а вот с тех пор это ЛЭП звучит поэтично!), «Куба — любовь моя» (первое исполнение, показ этой песни проходил в интернациональном клубе Братска «Глобус»), «Марчук играет на гитаре» (молодцы — рассказали в песне о живом, действующем, неугомонном комсомольце, ещё и по фамилии назвали настоящей).

К циклу присоединилась написанная раньше песня «Геологи» — она приобрела достоверность после встреч с геологами, была одобрена, утверждена своими героями.

Ну, а о песне «Главное, ребята, сердцем не стареть» уже говорилось, как о результате сибирской поездки.

Справедливость и точность требуют дополнения: втрое больше песен было написано, они прозвучали, роль свою сыграли, но на большую дорогу не вышли, широкого признания не получили. Это вовсе не значит, что были они плохи. Просто есть такой закон — я о нём уже говорил,— не могут пятнадцать песен запеться сразу. Запелись пять — это уже чудо, из ряда вон выходящий случай.

Поездка молодых авторов в Сибирь была организована ЦК комсомола. Это была творческая командировка. Пусть на страницах юмористических журналов эта форма связи с жизнью постоянно высмеивается. Я не согласен с ироническим отношением к ней.

Пахмутова, Гребенников, Добронравов ездили в Сибирь с исполнителями — молодыми певцами; когда они двигались на пароходах по широким сибирским рекам, то даже возили с собой пианино. Знакомились с людьми, завязывали крепкие узлы дружбы, выступали на звенящих комариным зудом опушках тайги, в дощатых клубах, на пристанях. Знаю, найдутся скептики, скажут: «Подумаешь, работёнка! Вот если б они в тайгу пошли с геологами на всё лето или бетон в плотину клали…» Я думаю, что от таких подвигов композитора и поэтов песен не прибавилось бы. Экспедиция за песнями делала своё дело, за что и надо быть благодарным авторам.

Строители Братской ГЭС, молодёжь других строек Сибири очень радушно принимали своих песенников. Не гастролёрами, а товарищами были они. И остались друзьями на годы, не побоюсь сказать — на всю жизнь.

О зелёном, молодом народе, бесстрашно штурмующем глубины тайги, о людях, плывущих навстречу утренней заре, о братчанах, ставших братьями, и написана эта песня. Не всё мне нравится в её тексте: мне кажется, что образ «зелёное море тайги» несколько отягощается и даже разбивается предшествующими словами «о чём-то поёт». Это тяжеловато для песни, трудно петь. Но вот я критикую, а песню между тем поют — значит, авторы правы.

Поездка композитора Александры Пахмутовой и поэтов в Сибирь оказалась для них не просто двумя месяцами жизни, но событием всей жизни. Ведь, казалось бы, что прочней и устойчивей, чем поговорка? Была поговорка, присказка: «В Москву за песнями», а молодые энтузиасты утвердили её в новом отличном виде: «В Сибирь, за песнями».

 

«Московский комсомолец»
1 мая 1963 г., № 87 (7602)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator