Я люблю песни Пахмутовой. Притом не просто люблю, но ещё и знаю, за что. Некоторые полагают, что если песни обрели популярность, причём столь большую, как некоторые песни Пахмутовой, то уже одно это является критерием их качества, не нуждающимся в лишних доказательствах.

Я не разделяю подобную точку зрения, так как фактор популярности сам по себе ещё далеко не достаточен. Порой мы встречаемся с песнями, популярность которых совмещается с признанием их достоинств в профессиональной музыкальной среде. Это, по-моему, очень важно и обычно объясняет долговечность и подлинную народность таких песен в отличие от иных, популярность которых находится в противоречии с оценкой их композиторами и профессиональными музыкантами. В этом случае удел «модной» песенки с «мотыльковым» веком становится лишь показателем того, что её сомнительная популярность в отличие от подлинной народности — свидетельство одобрения той незначительной, но, будем откровенны, реально существующей части наших слушателей, музыкальные вкусы которой оставляют желать много лучшего.

Широкая популярность песен Пахмутовой для нас, музыкантов, — явление радостное. Когда я встречаю молодёжь, увлечённо распевающую песни «Геологи», «Песню о тревожной молодости», «Старый клён» или восторженно аплодирующую певцам, исполняющим более сложные песни: «Слава вперёдсмотрящему» или «Хорошие девчата», мне становится радостно. Радостно от того особенного чувства душевного взаимопонимания между музыкантом-профессионалом и музицирующей массой, которое должно сопутствовать эстетическому воспитанию нашей молодёжи.

Я в это время думаю о высокой ответственности советского композитора, о необходимости понимания им того, что «попутными песнями» для народа, шагающего в коммунистическое завтра, должны быть не просто интересные произведения, но написанные вдохновенными, убеждёнными и принципиальными художниками. Такими и представляются мне многие из песен, написанных Александрой Пахмутовой, а облик их автора, в полном соответствии с отношением к её творчеству, глубоко симпатичен мне совмещением таких человеческих качеств, как скромность, целеустремлённость, творческая смелость и огромное трудолюбие. В песнях Пахмутовой мне дорога их органичная народность, далёкая, однако, от тех случаев, когда нетворческое подражание народным песням мешает им нести в себе приметы времени.

Главным достоинством лучших песен Пахмутовой я считаю подлинный сплав советской, национально-русской песенной традиции с новаторством, когда ощущаешь и преемственность, кровное родстве новой песни с её песенными «родителями», и в то же время слышишь в ней интонации сегодняшнего дня, их ритмические особенности, слышишь элементы сегодняшнего молодёжного, студенческого бытового музицирования. Недаром наша молодёжь видит в Пахмутовой музыкального выразителя своих дум и чувств, недаром через общение с её песнями она входит в большой мир музыкальной культуры.

Связь песен Пахмутовой с многообразием музыкальных жанров является их большим достоинством. Сам я давнишний и убеждённый противник противопоставления песни всем прочим музыкальным жанрам, идеализирования какой-то её уж особой «специфики». Мне бывает непонятно, когда композитор в работе над песней пользуется одними языковыми средствами, а для написания квартета, или, скажем, симфонии отказывается от всего лучшего, что им самим было найдено в песенном творчестве, и начинает пользоваться как бы иным музыкально-словарным материалом. На мой взгляд, подлинного мастера должно отличать такое продуманное обращение с мелодическим материалом, такой взыскательный отбор интонационно-тематических средств, что написанная им песня не может противопоставляться симфонии или опере, а мыслится как возможный «строительный материал» в любом жанре.

В этом плане очень легко представить себе мелодические темы таких песен Пахмутовой, как «Песня о тревожной молодости». «Слава вперёдсмотрящему» или «Старый клён», как достойный и благодарнейший материал для разработки в любом симфоническом, камерном или оперном произведении. А если это так, то приобщённая к этим песням молодёжь не будет считать спою любовь к советской песне чем-то принципиально отличным от любви к симфонической или оперной музыке.

Я считаю большой заслугой Александры Пахмутовой и то, что в своей музыке для детей она, как всегда, предстаёт перед нами взыскательным и содержательным художником. Кто не знает её чудесной песни «Гайдар шагает впереди’». А такая песня, как «Куба — любовь моя», одинаково увлекает слушателей и певцов любого возраста.

Вот почему я с большой радостью воспринял выдвижение ряда лучших и завоевавших подлинно народное признание песен композитора Александры Николаевны Пахмутовой на соискание Ленинской премии 1965 года, и считаю, что эти музыкальные произведения достойны высокой награды.

Евгений ЖАРКОВСКИЙ,
композитор

«Московская правда»
24 января 1965 г., № 19 (13679)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator