Бывают концерты, выходящие из ряда обычных, будничных событий сезона, приобретающие принципиальное значение для утверждения основополагающих принципов советского искусства. Именно таким концертом стал авторский вечер Александры Пахмутовой, состоявшийся на днях в Колонном зале Дома союзов. Воистину это был праздник советской массовой песни — музыкального жанра, рождённого Великим Октябрём и призванного стать летописью трудовых и ратных подвигов народа, строящего коммунизм.

Пахмутова — один из ведущих авторов-песенников; в её творчестве особенно ярко раскрываются основные критерии, определяющие успех советской песни, превращающие её в по-настоящему массовое явление современного музыкального искусства: это, во-первых, высокая идейность, гражданственность звучания; во-вторых, глубокая народность, прочные связи с музыкальным языком русского фольклора; в-третьих, высокий профессионализм.

Александра Николаевна пришла в песню, окончив консерваторию, приобретя сложные навыки в симфоническом и ораториально-кантатном творчестве. Обращение к массовому жанру было для неё не бегством в область лёгкого, развлекательного искусства, а, наоборот, результатом осознания своего призвания стоять всегда на самых передовых рубежах советского искусства, своей потребности живо и в ярких музыкальных формах откликаться на актуальные темы современности.

Пахмутова — человек очень цельный и последовательный в своих творческих поисках. К какой бы теме она ни обращалась, а их у неё великое множество, она всегда остаётся сама собой. Показательно, что, начав свой путь с обращения к большой теме и сразу достигнув яркого результата в «Песне о тревожной молодости», она далее — из опуса в опус — продолжала совершенствовать найденный интонационный материал, оттачивать средства выражения. Поэтому в её творчестве мы ощущаем такое стилистическое единство. Пахмутова относится к числу авторов, обладающих ярким и самобытным творческим лицом. Об этом свидетельствовали такие снискавшие всенародное признание песни, как «Главное, ребята», «Нежность», «Мелодия», «Гайдар шагает впереди», цикл «Созвездие Гагарина», и многие другие.

Пахмутова, как подлинный мастер, умеет каждому сочинению придать свою, нестандартную форму, в которой содержание текста, идея произведения получают точное, чёткое выражение. Как, например, необычна форма песни «Горячий снег», где автор находит выразительную оркестровую характеристику для усиления трагического образа.

Пахмутова даёт образец творческой взыскательности и неуспокоенности, умения постоянно возвращаться к ранее написанному с тем, чтобы шлифовать, совершенствовать и форму, и средства воплощения. Не случайно многие песни, включённые в программу концерта, предстали в обновлённом, отредактированном виде.

В целом же следует отметить целенаправленность программы, насыщенной большими, волнующими темами; мы оказались в гуще образов, сюжетов, персонажей окружающей нас советской действительности. Особенно хочу подчеркнуть молодёжный, светлый, оптимистический характер концерта. Этот юношеский тонус был задан уже в первых номерах программы, где наряду с темпераментным, увлечённым исполнением эстрадно-симфонического оркестра под управлением Ю. Силантьева прозвучали звонкие голоса большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В. Попова («Улица мира», «Партизанские песни», «Просьба» и другие).

Пример А. Пахмутовой убеждает в том, как важен для успеха песенного творчества союз композитора с исполнителями. В концерте приняли участие Московский хор молодёжи и студентов под управлением Б. Тевлина, вокально-инструментальный ансамбль «Песняры». Мы услышали наших популярных эстрадных певцов — постоянно совершенствующего своё мастерство И. Кобзона, увлекающего продуманной, содержательной трактовкой, М. Кристалинскую, умеющую передать атмосферу искренности и задушевности музыки Пахмутовой, народного артиста СССР М. Магомаева и многих других артистов.

Особенно хочу подчеркнуть успех Л. Сметанникова, который в трактовке «Созвездия Гагарина» был на высоте больших певческих традиций, уже сложившихся в исполнении этого цикла.

Самобытные музыкальные приёмы, свежие средства языка, яркие образы, продемонстрированные на творческом концерте А. Пахмутовой, позволили присутствующим представить дальнейшие пути жанра советской песни, увидеть перспективу его развития.

,
народный артист РСФСР.

«Советская культура»
86 (4886),


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator